[Интернет-музей фалеристики и униформологии ]

Знать союзников в лицо. Об изучении силуэтов самолётов и опознавательных знаков ВВС стран-союзников в частях Красной Армии

Для успешного ведения боевых действий немаловажное значение играет не только осведомлённость войск о технике противника, но и о вооружении армий стран-союзников. Это помогает отличить в боевой обстановке своих от чужих и избежать так называемого «дружественного огня».

В годы Великой Отечественной войны в деле разгрома нацистской Германии Красная Армия взаимодействовала с вооруженными силами стран-союзниц – Соединенных Штатов Америки и Великобритании. По мере продвижения наших войск на запад становилось всё более актуальным информирование личного состава о технике и опознавательных знаках союзных армий. В особенности это касалось авиации, так как встречи советских лётчиков с иностранными произошли значительно раньше встречи наземных частей, случившейся лишь в апреле 1945 года.  

Впрочем, необходимость изучения войсками силуэтов американских и английских самолётов возникла гораздо раньше того момента, когда Красная Армия пересекла государственную границу СССР. В годы Великой Отечественной войны советские ВВС получили 14 126 американских и 4174 английских самолётов [1] и необходимость отличать импортную технику от немецкой стояла весьма остро. 

Так, ещё 28 апреля 1943 года начальник оперативного отдела штаба 4-й воздушной армии полковник Одинцов разослал штабам нижестоящих соединений информацию о силуэтах самолётов СССР, Англии, США и Германии. В первую очередь предписывалось ознакомить личный состав с силуэтами поставляемых в 4-ю воздушную армию по ленд-лизу самолётов «Аэрокобра», «Спитфайер», «Бостон-3». 

В 1944 году советские войска перенесли боевые действия за пределы СССР, а союзники произвели высадку в Нормандии. Вероятность встретить в воздухе американские или английские самолёты значительно возросла.

28 мая 1944 года начальники штабов соединений 20-го гвардейского стрелкового корпуса получили распоряжение довести до личного состава опознавательные знаки американских самолётов.

В приказе приводилось следующее их описание:

«1. На плоскости голубой круг, внутри которого белая пятиконечная звезда с красным кругом в центре.

2. На киле хвостового оперения голубая полоса сверху вниз и перпендикулярно к ней пять красных полос с четырьмя белыми просветами во внешней стороне».

Отдельный интерес представляют рисунки опознавательных знаков самолётов американских ВВС, выполненные цветными карандашами офицерами советских штабов. Их изображения имеют незначительные отличия между собой, которые обусловлены способностями того или иного офицера к изобразительному искусству. Иллюстративный материал был призван дополнить текстовое описание и облегчить процесс усвоения информации личным составом.

В июне 1944 года в войска поступило новое описание опознавательных знаков американских ВВС:

«БЕЛАЯ ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА, ВПИСАННАЯ В СИНИЙ КРУГ С БЕЛОЙ ОБВОДКОЙ, НАМЕЧЕННОЙ НА БЕЛОМ ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ С СИНЕЙ ОБВОДКОЙ».

Отмечалось, что эти знаки наносились «на верхней и нижней части правой и левой плоскостей и по бокам фюзеляжа». 6 июня 1944 года начальник штаба 311-го гвардейского стрелкового полка предписывал постам воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) с момента начала действий американских ВВС оповещать свои подразделения «по литеру «ВОЗДУХ» и доносить главному посту ВНОС.

По результатам изучения силуэтов и опознавательных знаков ВВС США и Великобритании проводились проверки знаний рядового и сержантского состава зенитно-артиллерийских полков.

В 1375-м зенитно-артиллерийском полку личный состав показал, в целом, невысокий уровень знания авиатехники союзников. Лишь 18% рядовых и 23 % сержантов заслужили отличную оценку. Хорошие знания показали 27% рядовых и 29% сержантов. 55,5% рядовых и 52% сержантов продемонстрировали посредственные знания. Знания 9,5 % рядовых и 6% сержантов признаны слабыми.

В 1777-м зенитно-артиллерийском полку экзаменовали и офицеров: 6 из них были признаны отличниками и 10 – хорошистами. Ещё семеро показали посредственные знания. 28 сержантов получили оценку «отлично», 35 – «хорошо», 22 – «посредственно» и 2 – «плохо». Знания 90 рядовых были оценены на «отлично», 102 – на «хорошо», 65 – «посредственно». Три солдата показали плохие результаты.

Полученные знания пригодились на практике уже в том же 1944 году. Так, 6 августа 1944 года командиры соединений 8-й гвардейской армии получили шифровку, в которой сообщалось, что около 15 часов дня в районе польского города Седлец ожидается пролёт соединения ВВС США «в составе 72 бомбардировщиков «Летающая крепость» и 65 истребителей «Мустанг». Направляющиеся в район Полтавы (находившийся там аэродром использовался американцами для челночных операций) самолёты должны были пересечь линию фронта на высоте 5000 метров, а затем снизиться до 1500 метров. Шифровка требовала срочно довести данную информацию до войск. 

Несмотря на пристальное внимание к изучению матчасти ВВС союзников, столкновений между советскими и американскими лётчиками избежать не удалось. Но вины наших войск в этом не было.

Самый печальный из известных случаев «дружественного огня» произошел 7 ноября 1944 года у города Ниш в Югославии. В 12:40 в воздухе появились американские истребители Р-38 «Лайтнинг», начав бомбить и расстреливать советских пехотинцев. Наши войска понесли потери. Среди погибших — генерал-лейтенант Григорий Петрович Котов, умерший на руках своего адъютанта и родного сына.

К тому моменту как «Лайтнинги» стали готовиться ко второй серии бомбовых ударов, в небо поднялись девять самолётов Як-9 и Як-3 866-го истребительного авиаполка. Один из них американцы сбили при приближении. Советские летчики не собирались вступать в бой, а лишь указать союзникам на ошибку, но после гибели «Яка» открыли огонь. В ходе боя было сбито три американских самолёта и еще один советский (его лётчик спасся на парашюте). В ходе перестрелки с американцами ещё один «Як» был задет огнём советских ПВО – самолёт и его пилот сгорели.

В трагедии под Нишем погибло 34 советских военнослужащих, ранено 39. Сожжено 20 автомашин с грузами. Погибло 2 американских лётчика, ещё один выпрыгнул с парашютом, его подобрали советские солдаты.

Американские дипломаты выразили сожаление и извинились за «досадный инцидент». Оказалось, что их пилоты собирались бомбить отступающих из Греции немцев, но совершили навигационную ошибку. Немцы были так далеко, что в такую оплошность было непросто поверить, но дело замяли [2].

Таким образом, работа, направленная на изучение авиатехники стран-союзников, была необходима для сокращения количества инцидентов, связанных с «дружественным огнём». Меры, принимаемые советским командованием по доведению силуэтов самолётов и их опознавательных знаков до личного состава частей и соединений, носили системный и регулярный характер. Однако история распорядилась так, что вчерашние союзники вскоре превратились в «вероятного противника». 

Никита Москалев

Источники

1. https://www.kommersant.ru/doc/327547?ysclid=lwdl1329dx900111486

2. https://diletant.media/articles/45268897/?ysclid=lwkru0y8i6115352764

3. ЦАМО. Ф. 319. Оп. 0004798. Д. 0060. Л. 349. 

4. ЦАМО. Ф. 889. Оп. 1. Д. 223. Л. 277.

5. ЦАМО. Ф. 902. Оп. 1. Д. 97. Л. 333.

6. ЦАМО. Ф. 944. Оп. 0000001. Д. 0043. Л. 210.

7. ЦАМО. Ф. 1158. Оп. 0000001. Д. 0156. Л. 115.

8. ЦАМО. Ф. 1738. Оп. 0000001. Д. 0091. Л. 193.

9. ЦАМО. Ф. 6283. Оп. 0000001. Д. 0006. Л. 175.

10. ЦАМО. Ф. 6523. Оп. 0203212с. Д. 0004. Л. 45.

11. ЦАМО. Ф. 6863. Оп. 0144509с. Д. 0002. Л. 79.

12. ЦАМО. Ф. 10813. Оп. 0000001. Д. 0008а. Л. 131.

13. ЦАМО. Ф. 10839. Оп. 0000001. Д. 0011. Л. 86.

14. ЦАМО. Ф. 11733. Оп. 0000001. Д. 0010. Л. 57.

15. ЦАМО. Ф. 13743. Оп. 0020148. Д. 0041. Л. 348.

16. ЦАМО. Ф. 14280. Оп. 0282756с. Д. 0002. Л. 163-164.

17. ЦАМО. Ф. 20193. Оп. 1. Д. 30. Л. 349-354.

Категория: Жизнь на фронте | Добавил: Никита_Москалев (10.07.2024)
Просмотров: 44 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar