После серьезного поражения немецко-фашистских войск на московском направлении зимой 1941-1942 годов гитлеровское командование с приходом весны развернуло наступление на южном крыле советско-германского фронта с целью овладеть Кавказом и Нижней Волгой, чтобы обеспечить свою армию бакинской нефтью. Обстановка, складывающаяся на фронте, наложила свой отпечаток на работу волжских речников. Наиболее важной задачей речного транспорта на Нижней Волге стала перевозка нефти и нефтепродуктов. В начале мая 1942 года Председатель Государственного Комитета Обороны (ГКО) И.В. Сталин подписал в адрес центральных комитетов компартий республик, крайкомов и обкомов партии важную директиву. В ней указывалось: «Учтите исключительное значение и роль речного транспорта в условиях войны». Предлагалось оказывать практическую помощь речным пароходствам в перевозках нефти и нефтепродуктов, хлеба, соли и других важнейших грузов из районов Нижней Волги. ГКО в постановлении от 14 мая 1942 года обязал пароходство «Волготанкер» вывезти из Астрахани во втором квартале нефти и нефтепродуктов на 40 процентов больше, чем за соответствующий период 1941 года. С целью ускорения ремонта нефтефлота астраханские заводы имени Ленина (директор С.И. Казанов) и имени III Интернационала (директор А.Н. Ермолаев) были подчинены пароходству «Волготанкер». Также пароходству были переданы 27 буксиров и 23 нефтеналивные баржи Нижне-Волжского пароходства, все перекачивающие и бункеровочные станции на Волге и Каме. На астраханском рейде впервые была организована бортовая перевалка нефтепродуктов из морских судов в речные, что резко сократило простои флота под погрузкой. Проведенные срочные организационно-технические мероприятия принесли положительные результаты. Пароходство «Волготанкер» выполнило задание ГКО. Экипажи речных судов во втором квартале 1942 года вывезли из Астрахани 2142 тысячи тонн нефти и нефтепродуктов. В Сталинград и центральные районы страны были доставлены все необходимые запасы горючего. Это была большая победа коллектива пароходства «Волготанкер» [1].
Перевозки на Волге осуществлялись в тяжелых фронтовых условиях. Противопоставить этому речники могли только свою стойкость, находчивость и мужество. В годы Великой Отечественной войны пароходство «Волготанкер» потеряло 47 судов самоходного и несамоходного флота, погибло 124 моряка [2]. Многие работники пароходства «Волготанкер» за свой самоотверженный труд были отмечены боевыми наградами. В этой статье расскажем о некоторых из них. Федор Андреевич Патронов был работником речного транспорта с 1935 года. На барже «Самарка» он работал помощником шкипера и был опытным специалистом, любящим свое дело. Во время рейса по маршруту Астрахань – Батраки Федор Андреевич находился на пароходе «Арзамас» и «при всех условиях обеспечивал управляемость судна, чем дал возможность доставить груз в пункт назначения раньше срока на сутки». 29 мая 1943 года Ф. А. Патронов был награждён медалью «За отвагу».
Григорий Иванович Куликов начал службу на речном флоте ещё в 1902 году. Опытный моряк был отмечен значком «Отличнику социалистического соревнования народного комиссариата речного флота». В годы Великой Отечественной войны Г. И. Куликов занимал должность капитана парохода «Киев». В навигацию 1943 года пароход «Киев» работал на ответственных участках, «два рейса сделал Каспийским морем, вывел два каравана нефтеналивных баржей из Гурьева в Астрахань благополучно и раньше срока». Григорий Иванович провёл по маршруту Астрахань – Батраки благополучно и в срок баржу «Пинега» с 9000 тоннами нефти. Моряк целыми сутками находился на капитанском мостике, чтобы провести корабль по заминированной немцами Волге и доставить ценные грузы для фронта. 29 мая 1943 года Г. И. Куликов был удостоен ордена Отечественной войны II степени. Дмитрий Павлович Шелепов был моряком речного флота с 1920 года, имел значок «Отличнику социалистического соревнования народного комиссариата речного флота». На пароходе «Киев» Д. П. Шелепов занимал должность механика. О работе Дмитрия Павловича рассказывают строки из наградного листа: «Т. Шелепов судно ремонтировал своими силами, вэксплоатацию [так в тексте – прим. авт.] сдан на отлично, при всех неблагоприятных условиях плавания Каспийским морем машина, котлы и механизмы работают без-остановочно, два нефтекаравана выведены морем в Астрахань благополучно и раньше срока». Также механик обеспечивал безостановочный переход по маршруту Астрахань – Батраки с грузом нефти в 9000 тонн. 29 мая 1943 года Д. П. Шелепов был награждён орденом Красной Звезды.
Николай Васильевич Красильников работал на речном транспорте с 1901 года. В 1918-1919 годах участвовал в Гражданской войне на реке Волге. В годы Великой Отечественной войны моряк был капитаном парохода «Орел» и характеризовался как «Опытный судоводитель, хороший руководитель-организатор». Николай Васильевич следовал рейсом Астрахань – Батраки с баржей «Акатуй», перевозившей 8000 тонн бензина. Несмотря на наличие минных полей на пути следования капитан прибыл в пункт назначения досрочно, «чем дал возможность больше перевезти нефти фронту». 29 мая 1943 года Н. В. Красильников был отмечен медалью «За отвагу». Василий Семенович Мотков на речном флоте находился с 1923 года. На барже «Жиздра» он служил шкипером. Моряк содержал судно в отличном техническом состоянии, что позволило увеличить объём перевозки нефтепродуктов. В наградном листе говорилось: «Тов. Мотков в рейсе Астрахань-Саратов показал себя истинным патриотом родины, он целыми сутками находился на мостике, руководил управлением судна, чем способствовал скорейшему продвижению нефтекаравана. Нефть доставлена в пункт назначения в срок». 29 мая 1943 года В. С. Мотков был награждён медалью «За отвагу». После окончания войны моряк был поощрён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Никита Москалев Источники 1. https://rus-shipping.ru/ru/stats/?id=320 2. http://www.volgveteran.ru/rechnik_i38.php 3. ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 59. Ящик 2. 4. ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 595, 722. | |
| |
Просмотров: 33 | |
Всего комментариев: 0 | |