22 января 1942 года был издан приказ наркома обороны СССР № 056, в соответствии с которым корпуса, дивизии и отдельные полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, передавались из ВВС в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны. Всего было передано 2 авиационных корпуса, 13 истребительных авиационных дивизий и 9 отдельных авиаполков. В итоге – 74 истребительных авиационных полка. Вместе с ними передавались и обеспечивавшие их 56 батальонов аэродромного обслуживания. Этим же приказом в состав управления истребительной авиации ПВО территории страны были введены отделы тыла и кадров и должность начальника штаба авиации. Так авиация противовоздушной обороны стала родом Войск ПВО. Этой реорганизации предшествовали тяжёлые первые месяцы Великой Отечественной войны, в период которых советским лётчикам пришлось в сложнейших условиях вести борьбу с асами фашистской Германии. Известно, что за три дня до начала войны наркомом обороны СССР С.К. Тимошенко был подписан приказ о формировании трёх авиационных корпусов ПВО (6-го – для обороны Москвы, 7-го – Ленинграда и 8-го – Баку) с передачей авиакорпусов в оперативное подчинение соответствующих наземных корпусов ПВО (приказ № 0040 от 19 июня 1941 года). Ранее, 4 апреля 1941 года, наркомом обороны был утверждён перечень пунктовой истребительной авиации ПВО для обороны от ударов с воздуха крупных административных и экономических центров страны. В конце 1941 года было создано управление истребительной авиации ПВО. Первым командующим истребительной авиацией ПВО стал генерал-майор авиации И.Д. Климов, возглавлявший авиационный корпус, оборонявший Москву. В марте 1942 года командующим истребительной авиацией ПВО стал генерал-майор авиации А.С. Осипенко. В сентябре 1943 года к руководству истребительной авиацией был возвращён генерал-лейтенант авиации И.Д. Климов. 21 мая 1943 года приказом НКО № 0087 в составе Московского фронта ПВО впервые формировалось оперативное объединение истребительной авиации противовоздушной обороны – 1-я воздушная истребительная армия ПВО. Она включила в свой состав все авиаполки 6-го авиакорпуса ПВО, объединённые в четыре истребительные авиационные дивизии. В составе развёртываемых с июля 1943 года фронтов ПВО формировались управления ВВС фронтов, осуществлявшие руководство авиационными корпусами, дивизиями и отдельными частями авиации фронтов ПВО. К концу Великой Отечественной войны истребительная авиация ПВО включала одну воздушную истребительную армию, четыре истребительных авиационных корпуса, 24 авиадивизии ПВО. Всего – около 3200 истребителей. Это были самолёты отечественного производства Ла-5, Ла-7, Як-3, Як-7, Як-9, имевшие скорость до 720 км/час, а также поставленные по ленд-лизу американские и британские истребители. За годы войны 17 частей и соединений истребительной авиации ПВО были преобразованы в гвардейские, семь – награждены орденами СССР. Лётчики-истребители сбили в воздушных боях 3930 и уничтожили на аэродромах 238 самолётов противника. За выдающиеся подвиги звания Героя Советского Союза были удостоены 92 лётчика [1]. О некоторых военнослужащих авиации ПВО, награждённых в годы Великой Отечественной войны боевыми орденами и медалями, расскажем в этой статье. Младший лейтенант Михаил Дмитриевич Быков состоял в рядах РККА с 1940 года. В 266-м истребительном авиационном полку ПВО он служил заместителем командира эскадрильи. 27 марта 1943 года немецкая авиация совершала налёты на железнодорожный узел Батайск и водную переправу через реку Дон. Михаил Дмитриевич вылетел на перехват вражеских самолётов на истребителе И-16. Лётчик со своими товарищами завязал бой с немецкими штурмовиками Ю-87, которых прикрывали истребители Ме-109. Противник превосходил в численности нашу авиацию, «но не смотря на это тов. Быков вместе с товарищами вел активно не равный бой». Младший лейтенант сбил в этом воздушном сражении два самолета врага: один Ю-87 и один Ме-109. Самолет М. Д. Быкова получил повреждение в бою, но отважный лётчик смог благополучно посадить машину на аэродроме. М. Д. Быков Общий боевой счёт Михаила Дмитриевича достиг трёх сбитых самолетов врага. Пилот был произведен в лейтенанты, а 6 августа 1943 года удостоен высокой награды – ордена Красного Знамени. Будучи уже в звании старшего лейтенанта, М. Д. Быков погиб при выполнении боевого задания 22 марта 1944 года. Младший лейтенант Павел Никитович Грачев также находился на военной службе с 1940 года. В 933-м истребительном авиационном полку ПВО он командовал звеном. К июню 1944 года он имел 207 часов налёта днём и 11 часов ночью. 23 мая 1944 года Павел Никитович в составе звена вылетел на выполнение задания по уничтожению немецкого транспортного самолета Ю-290, совершившего посадку в районе калмыцкого посёлка Утта. Двумя атаками вражеский летательный аппарат был уничтожен, а часть экипажа была убита огнём пулемётов. П. Н. Грачев За выполнение этого задания младший лейтенант Грачев 17 июня 1944 года был награждён орденом Красного Знамени. Свою вторую награду – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» - лётчик получил, будучи в звании майора. Военную службу Павел Никитович завершил в 1960 году в звании подполковника. Младший лейтенант Иван Алексеевич Николаенко в рядах Красной Армии находился с 1940 года. В 591-м истребительном авиационном полку ПВО он командовал звеном. Находясь в действующей армии, лётчик выполнил «95 успешных боевых вылетов на прикрытие войск, оборонных об’ектов, воинских эшелонов и сопровождение транспортных самолетов». Кроме того, командир звена имел 6 ночных боевых вылетов на отражение вражеских бомбардировок. 25 мая 1944 года в воздушном бою Иван Алексеевич сбивает свой первый самолет, опознанный как До-29. В ночь на 12 июня 1944 года пилот сбивает в паре с другим истребителем бомбардировщик Ю-88, а 26 июня 1944 года он подбивает самолет До-215. За эти боевые успехи 23 сентября 1944 года младший лейтенант Николаенко был отмечен орденом Красного Знамени. И. А. Николаенко Через месяц после представления командира звена к ордену командование направило новый наградной лист на храброго пилота. За это время И. А. Николаенко успел совершить ещё 10 боевых вылетов, в ходе которых сбил штурмовик Ю-87 и разведчик До-217. 25 августа 1944 года младший лейтенант Николаенко был награждён орденом Красной Звезды, то есть свой второй орден командир звена успел получить раньше первого. В дальнейшем Ивану Алексеевичу было присвоено звание лейтенанта. Лётчик-истребитель уволился из рядов Советской Армии 13 марта 1946 года. Старший сержант Николай Иванович Фомичев был призван в РККА в 1942 году. В 115-м истребительном авиационном полку ПВО он служил авиационным механиком. Николай Иванович был признан лучшим механиком в своей эскадрилье. Старший сержант изучил матчасть самолетов Як-7Б, Як-9У и авиадвигателей ВК-105ПФ, ВК-107А. Механик провёл средний ремонт двух истребителей и обслужил 470 тренировочных вылетов. В наградном листе говорилось: «Не имеет ни одного отказа мат. части по его вине. Повседневно повышает свой технический и политический уровень. Пользуется деловым авторитетом среди личного состава АЭ [авиационной эскадрильи – прим. авт.]. Помогает другим экипажам по восстановлению мат. части. В общественной жизни подразделения участвует активно». 16 мая 1945 года старший сержант Фомичев был отмечен медалью «За боевые заслуги». Второй наградой механика стала медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Военную службу Н. И. Фомичев завершил в 1960 году в звании старшего лейтенанта технической службы. Никита Москалев Источники 1. http://redstar.ru/vo-frontovom-nebe-velikoj-otechestvennoj/ 2. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 948, 4431. 3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 687572. Д. 10. 4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 4342. 5. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 1767. 6. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 563784. Д. 4. 7. ЦАМО. Шкаф 48. Ящик 16. 8. ЦАМО. Шкаф 147. Ящик 9. 9. ЦАМО. Шкаф. 217. Ящик 18. 10. ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 23. Ящик 1. 11. ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 91. Ящик 22. | |
| |
Просмотров: 80 | |
Всего комментариев: 0 | |