Появление перегоночных авиационных полков связано с функционированием авиатрассы от города Фербенкса на Аляске до Красноярска (известной как АлСиб), по которой в СССР доставлялись самолёты по программе ленд-лиза из США. Этот воздушный путь функционировал с октября 1942 по октябрь 1945 года. Общая протяжённость трассы от Фербенкса до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР — 5000 км. С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14 000 км. Американские лётчики доставляли самолёты до города Фербенкса на Аляске. В Фербенксе советская военная миссия принимала самолёты. В США самолёт перегонялся от начального до конечного пункта трассы одним и тем же лётчиком, в отличие от СССР, где самолёты передавались по эстафете. Трасса от Фербенкса до Красноярска была разделена на пять этапов. Были созданы пять перегоночных авиаполков (ПАП) 1-й перегоночной авиадивизии Гражданского Воздушного Флота. 1-й перегоночный авиационный полк перегонял самолёты из Фербенкса через Берингов пролив до Уэлькаля. 2-й ПАП базировался в Уэлькале и перегонял самолеты до Сеймчана. 3-й ПАП — из Сеймчана до Якутска, 4-й ПАП — из Якутска до Киренска, 5-й ПАП — из Киренска до Красноярска. Передав самолёты соседнему полку, лётчики возвращались на свою базу транспортными самолётами специальной эскадрильи, которую позже преобразовали в 8-й транспортный полк. Недолго существовал на трассе 7-й ПАП, в котором лётчики перегоняли самолёты от начала до конца трассы, по примеру американцев. В итоге этот метод был признан неудачным, а полк расформирован. На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Согласно отчёту дивизии по трассе АлСиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Бомбардировщиков: В-25 — 729 штук, В-20 — 1355. Истребителей: Р-40 — 47, Р-39 — 2616, Р-63 — 2396, Р-47 — 3 штуки. Транспортных С-47 — 707, С-46 — 1 и 54 учебно-тренировочных АТ-6. По трассе не только перегоняли самолёты, но и перевезли 18753 тонны грузов среди которых было военное оборудование, золото, слюда, продовольствие, оборудование для госпиталей, хозяйственные и канцелярские принадлежности, почта (в том числе дипломатическая), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое. По АлСибу перемещались дипломаты и военные специалисты. По трассе летали послы СССР в США М.М. Литвинов и А.А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице-президент США Генри Уоллес. Всего был перевезен 128371 человек [1]. Расскажем о людях, обеспечивавших поступление новой авиатехники в Военно-воздушные силы РККА, и наградах, которыми был отмечен их труд. Младший лейтенант Андрей Васильевич Турок поступил на службу в ВВС РККА в 1940 году. В годы Великой Отечественной войны он был лётчиком 9-го перегоночного авиаполка. Эта войсковая часть была создана в 1943 году. Её назначением также являлась перегонка ленд-лизовских самолетов по АлСибу [2]. .А. В. Турок Андрей Васильевич доставил к месту назначения исправными и полностью укомплектованными имуществом шесть бомбардировщиков A-20B (советское обозначение – «Бостон-3»). В наградном листе говорилось: «Маршрут от Красноярска до района Москвы равен 3500 километров. Сложная метеорологическая обстановка, встречающаяся часто на пути, не повлекла ни каких [так в документе - прим. авт.] плохих последствий, благодаря тому, что порученной работе он отдавался целиком, был внимателен, к полетам готовился хорошо, выполнял все требования пред’’являемые НШС [наставлением по штурманской службе – прим. авт.]». К февралю 1944 года лётчик имел налёт в 70 часов и «был примером для остальных». 9 августа 1944 года младший лейтенант Турок был награждён медалью «За боевые заслуги». Также офицер был отмечен медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Военную службу Андрей Васильевич завершил в 1960 году в звании капитана. Лейтенант Иван Сергеевич Стружаков состоял на военной службе с апреля 1940 года. В июле 1943 года он стал лётчиком-истребителем 5-го перегоночного авиаполка. Пилот перегонял американские истребители Р-39 и Р-63. К февралю 1945 года Иван Сергеевич перегнал 130 боевых самолётов, налетав на них 499 часов 28 минут. Общий же налёт авиатора составлял 1197 часов. Все ленд-лизовские машины были доставлены «в полной исправности и с полным оборудованием». И. С. Стружаков Командир полка давал такую характеристику лейтенанту Стружакову: «Материальную часть самолета и мотора знает хорошо, эксплоатирует [так в тексте – прим. авт.] грамотно. Летать любит, в воздухе инициативен, выдержан, вынослив, физически развит хорошо. В общественной работе активен. Над собой работает». 18 августа 1945 года И. С. Стружаков был награждён орденом Красной Звезды. В числе его наград есть медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За победу над Японией». Военную службу лётчик завершил в 1956 году в звании капитана. Лейтенант Иван Сергеевич Шамаев служил в авиации с 1939 года. В сентябре 1943 года он занял место штурмана экипажа в 9-м перегоночном авиаполку. В его составе Иван Сергеевич перегнал 15 бомбардировщиков типа «Бостон» на расстояние свыше 2000 километров и еще 4 самолёта на дальность свыше 3000 километров. Офицер немало летал и в качестве лидировщика (воздушного лоцмана, помогающего лётчикам вести самолёт по новой трассе) групп истребителей «Аэрокобра» и Як-9. Всего лейтенантом Шамаевым было «отлидировано 80 самолетов». Налёт штурмана в полку к октябрю 1944 года составлял 150 часов. Командир 5-й эскадрильи полка характеризовал Ивана Сергеевича «дисциплинированным, знающим свое дело штурманом». И. С. Шамаев 5 апреля 1945 года лейтенант Шамаев был награждён медалью «За боевые заслуги». Также он был отмечен медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Военную службу штурман завершил в 1960 году в звании майора. Воинская служба техника-лейтенанта Георгия Ивановича Рюмкина началась в 1939 году. С момента создания 9-го перегоночного авиаполка он занимал в этой войсковой части должность техника звена. К февралю 1944 года под руководством и контролем Георгия Ивановича были подготовлены к перелёту 17 бомбардировщиков типа «Бостон». «Все самолеты прошли маршрут от Красноярска до района Москвы свыше 3-х тысяч километров без единого случая отказа материальной части по его вине» - говорилось в наградном листе. Успешным перелётам способствовала и работа Г.И. Рюмкина по повышению знаний об эксплуатации материальной части техническим составом звена. Г. И. Рюмкина 19 августа 1944 года техник-лейтенант Рюмкин был награждён медалью «За боевые заслуги». Также он был отмечен медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За победу над Японией». Военную службу офицер закончил в 1958 году в звании капитана технической службы. Никита Москалев Источники 1.https://mil.ru/winner_may/allied_troops/more.htm?_print=true&id=12008465@cmsArticle 2. http://allaces.ru/sssr/struct/p/zap45.php 3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686043. Д. 80. 4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686046. Д. 374. 5. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 3563. 6. ЦАМО. Шкаф 210. Ящик 26. 7. ЦАМО. Шкаф 230. Ящик 15. 8. ЦАМО. Шкаф 674. Ящик 1278. 9. ЦАМО. Шкаф 677. Ящик 1358. | |
| |
Просмотров: 164 | |
Всего комментариев: 0 | |