[Интернет-музей фалеристики и униформологии ]

Надёжные помощники лётчиков: о награждениях военнослужащих отдельных рот земного обеспечения самолётовождения

Основы радионавигационного обеспечения боевых действий авиации зародились в 1940 году во время войны с Финляндией. Земное обеспечение самолётовождения (ЗОС) позволило авиации вести боевые действия в сложных метеоусловиях днём и ночью.

С февраля 1941 года в Военно-воздушных силах стали формироваться подразделения отдельных радиомаяков, радиопеленгаторов и приводных радиостанций. Эти подразделения в составе взводов ЗОС входили в батальоны аэродромного обслуживания.

В первые месяцы войны с фашистской Германией возникли трудности в использовании штабами ВВС фронтов средств земного обеспечения самолётовождения, входивших в состав батальонов аэродромного обслуживания. Вызвано это было тем, что каждый батальон аэродромного обслуживания был заинтересован в обеспечении только прикреплённых к нему авиационных частей.

Трудность заключалась ещё и в том, что отсутствовало единое управление всеми средствами земного обеспечения в масштабах ВВС фронтов.

Первые месяцы боевого применения средств ЗОС авиацией привели к необходимости изъятия их из состава батальонов аэродромного обслуживания и создания отдельных рот земного обеспечения самолётовождения (ор ЗОС) при ВВС фронтов и ВВС округов. До 15% всех средств ЗОС было включено в централизованную управляемую сеть, руководство которой осуществлялось службой ЗОС Военно-воздушных сил Красной Армии. Это было вызвано необходимостью улучшения обеспечения полётов авиации по территории страны.

В состав отдела службы ЗОС ВВС Красной Армии входили: начальник отдела, старший помощник по радиопеленгаторам, старший помощник по приводным радиостанциям, старший помощник по светомаячным средствам и начальник оперативной группы.

Для обеспечения полётов военной авиации по территории страны, кроме собственных средств земного обеспечения самолётовождения, Военно-воздушные силы по заявкам использовали в качестве приводных широковещательные радиостанции Народного комиссариата связи, средства радионавигационного обеспечения Гражданского воздушного флота, а также ВВС Военно-морского флота [1].

За свой труд многие военнослужащие отдельных рот земного обеспечения самолётовождения были удостоены боевых наград. В этой статье расскажем о нескольких примерах таких награждений.

Ефрейтор Лев Алексеевич Филатовский был призван в Красную Армию в 1942 году. Во 2-й отдельной роте ЗОС он служил шофёром радиопеленгатора. Эта установка обслуживала части 6-го гвардейского истребительного авиакорпуса. За время проводимой этим объединением операции Лев Алексеевич «сумел своевременно произвести в трудных условиях десять ночных передислокаций пеленгатора, тем самым не сорвав ни одной заявки».

Л. А. Филатовский

Радиопеленгатором, который водил Л. А. Филатовский, было обеспечено 9095 самолётовылетов и приведено в район базирования 128 групп самолётов, потерявших ориентировку. 15 июня 1945 года ефрейтор Филатовский был отмечен медалью «За боевые заслуги».

Младший сержант технической службы Иван Тимофеевич Филатов был призван на фронт в 1941 году. В 19-й отдельной роте ЗОС он служил начальником светомаячной станции.

«Точка тов. ФИЛАТОВА всегда отличалась большой аккуратностью в работе и являлась образцом всех точек по выполнению боевой работы. Не даром в отзыве о работе с/маяков [светомаяков – прим. авт.] получаемых от штурманов эта точка получает характеристику как «гвардейская» точка с неоднократным указанием о представлении нач. точки к правительственной награде», – отмечалось в наградном листе.

Расчёт светомаячной станции под командованием Ивана Тимофеевича «не раз спасал жизнь самолетов и дорогостоящую матчасть». Нередко приходилось действовать и под бомбёжкой противника, но ни в одной операции не возникло перерывов в работе подразделения.

14 октября 1943 года младший сержант технической службы Иван Тимофеевич Филатов был удостоен медали «За боевые заслуги».

Сержант технической службы Софья Сергеевна Пищало в рядах Красной Армии находилась с 1942 года. В 19-й отдельной роте ЗОС она состояла в должности начальника радиостанции В-100. Во время жиздринской операции советских войск (февраль-март 1943 года) девушка обслуживала точку земного обеспечения самолётовождения на передовой, и «не взирая на опасность обеспечила четкую радиосвязь за период всей операции».  Так же чётко связь была налажена и при прорыве вражеской обороны в районе Козельска.  Во время боёв у Спас-Деменска Софья Сергеевна работала за радиостанцией по 20 часов в сутки, «не имея ни одного срыва связи».

14 октября 1943 года сержант технической службы Пищало была отмечена медалью «За боевые заслуги».

Старший сержант технической службы Илларион Феофилактович Джафаров на военной службе находился с 1939 года. В 59-й отдельной вагонной радиостанции ЗОС он служил в должности радиомеханика, отработав за пультом 2500 часов. Радиомеханик обеспечивал полёты авиации дальнего действия и особо важные правительственные перелёты, не допустив ни одной остановки передатчика.

 И. Ф. Джафаров

В наградном листе говорилось: «10 апреля 1945 г. при аварии на высоковольтной линии /по техническим причинам/ разделал кабель за 1 час, вместо положенных по норме 4 часов, тем самым ликвидировав аварию в максимально короткий срок».

2 июня 1945 года старший сержант технической службы Джафаров был награждён медалью «За боевые заслуги». 

Старшина технической службы Александр Ефимович Хрулев был призван в ряды РККА в мае 1942 года. С мая 1944 года он занимал должность начальника приводной станции в 44-й отдельной роте ЗОС. Александр Ефимович обслуживал полёты частей 2-й воздушной армии, проработав 2086 часов на привод самолётов. «Помог восстановить ориентировку и притти [так в тексте – прим. авт.] на свой аэродром 321 боевым экипажам. За 11 месяцев работы на приводной радиостанции оказал большую помощь в деле сохранения боевых экипажей от потерь» – отмечалось в наградном листе. 

15 июня 1945 года старшина технической службы Хрулев был награжден медалью «За боевые заслуги». Второй наградой Александра Ефимовича стала медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Никита Москалев

Источники

1.https://militaryarticle.ru/vestnik-akademii-voennykh-nauk/2008-vavn/10840-radionavigacionnoe-obespechenie-aviacii-v-gody

2. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 66.

3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 582, 2125. 

4, ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 94а. Ящик 6.

Категория: Герои Великой Отечественной | Добавил: Никита_Москалев (02.10.2024)
Просмотров: 65 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar