Основы радионавигационного обеспечения боевых действий авиации зародились в 1940 году во время войны с Финляндией. Земное обеспечение самолётовождения (ЗОС) позволило авиации вести боевые действия в сложных метеоусловиях днём и ночью. С февраля 1941 года в Военно-воздушных силах стали формироваться подразделения отдельных радиомаяков, радиопеленгаторов и приводных радиостанций. Эти подразделения в составе взводов ЗОС входили в батальоны аэродромного обслуживания. В первые месяцы войны с фашистской Германией возникли трудности в использовании штабами ВВС фронтов средств земного обеспечения самолётовождения, входивших в состав батальонов аэродромного обслуживания. Вызвано это было тем, что каждый батальон аэродромного обслуживания был заинтересован в обеспечении только прикреплённых к нему авиационных частей. Трудность заключалась ещё и в том, что отсутствовало единое управление всеми средствами земного обеспечения в масштабах ВВС фронтов. Первые месяцы боевого применения средств ЗОС авиацией привели к необходимости изъятия их из состава батальонов аэродромного обслуживания и создания отдельных рот земного обеспечения самолётовождения (ор ЗОС) при ВВС фронтов и ВВС округов. До 15% всех средств ЗОС было включено в централизованную управляемую сеть, руководство которой осуществлялось службой ЗОС Военно-воздушных сил Красной Армии. Это было вызвано необходимостью улучшения обеспечения полётов авиации по территории страны. В состав отдела службы ЗОС ВВС Красной Армии входили: начальник отдела, старший помощник по радиопеленгаторам, старший помощник по приводным радиостанциям, старший помощник по светомаячным средствам и начальник оперативной группы. Для обеспечения полётов военной авиации по территории страны, кроме собственных средств земного обеспечения самолётовождения, Военно-воздушные силы по заявкам использовали в качестве приводных широковещательные радиостанции Народного комиссариата связи, средства радионавигационного обеспечения Гражданского воздушного флота, а также ВВС Военно-морского флота [1]. За свой труд многие военнослужащие отдельных рот земного обеспечения самолётовождения были удостоены боевых наград. В этой статье расскажем о нескольких примерах таких награждений. Ефрейтор Лев Алексеевич Филатовский был призван в Красную Армию в 1942 году. Во 2-й отдельной роте ЗОС он служил шофёром радиопеленгатора. Эта установка обслуживала части 6-го гвардейского истребительного авиакорпуса. За время проводимой этим объединением операции Лев Алексеевич «сумел своевременно произвести в трудных условиях десять ночных передислокаций пеленгатора, тем самым не сорвав ни одной заявки». Л. А. Филатовский Радиопеленгатором, который водил Л. А. Филатовский, было обеспечено 9095 самолётовылетов и приведено в район базирования 128 групп самолётов, потерявших ориентировку. 15 июня 1945 года ефрейтор Филатовский был отмечен медалью «За боевые заслуги». Младший сержант технической службы Иван Тимофеевич Филатов был призван на фронт в 1941 году. В 19-й отдельной роте ЗОС он служил начальником светомаячной станции. «Точка тов. ФИЛАТОВА всегда отличалась большой аккуратностью в работе и являлась образцом всех точек по выполнению боевой работы. Не даром в отзыве о работе с/маяков [светомаяков – прим. авт.] получаемых от штурманов эта точка получает характеристику как «гвардейская» точка с неоднократным указанием о представлении нач. точки к правительственной награде», – отмечалось в наградном листе. Расчёт светомаячной станции под командованием Ивана Тимофеевича «не раз спасал жизнь самолетов и дорогостоящую матчасть». Нередко приходилось действовать и под бомбёжкой противника, но ни в одной операции не возникло перерывов в работе подразделения. 14 октября 1943 года младший сержант технической службы Иван Тимофеевич Филатов был удостоен медали «За боевые заслуги». Сержант технической службы Софья Сергеевна Пищало в рядах Красной Армии находилась с 1942 года. В 19-й отдельной роте ЗОС она состояла в должности начальника радиостанции В-100. Во время жиздринской операции советских войск (февраль-март 1943 года) девушка обслуживала точку земного обеспечения самолётовождения на передовой, и «не взирая на опасность обеспечила четкую радиосвязь за период всей операции». Так же чётко связь была налажена и при прорыве вражеской обороны в районе Козельска. Во время боёв у Спас-Деменска Софья Сергеевна работала за радиостанцией по 20 часов в сутки, «не имея ни одного срыва связи». 14 октября 1943 года сержант технической службы Пищало была отмечена медалью «За боевые заслуги». Старший сержант технической службы Илларион Феофилактович Джафаров на военной службе находился с 1939 года. В 59-й отдельной вагонной радиостанции ЗОС он служил в должности радиомеханика, отработав за пультом 2500 часов. Радиомеханик обеспечивал полёты авиации дальнего действия и особо важные правительственные перелёты, не допустив ни одной остановки передатчика. И. Ф. Джафаров В наградном листе говорилось: «10 апреля 1945 г. при аварии на высоковольтной линии /по техническим причинам/ разделал кабель за 1 час, вместо положенных по норме 4 часов, тем самым ликвидировав аварию в максимально короткий срок». 2 июня 1945 года старший сержант технической службы Джафаров был награждён медалью «За боевые заслуги». Старшина технической службы Александр Ефимович Хрулев был призван в ряды РККА в мае 1942 года. С мая 1944 года он занимал должность начальника приводной станции в 44-й отдельной роте ЗОС. Александр Ефимович обслуживал полёты частей 2-й воздушной армии, проработав 2086 часов на привод самолётов. «Помог восстановить ориентировку и притти [так в тексте – прим. авт.] на свой аэродром 321 боевым экипажам. За 11 месяцев работы на приводной радиостанции оказал большую помощь в деле сохранения боевых экипажей от потерь» – отмечалось в наградном листе. 15 июня 1945 года старшина технической службы Хрулев был награжден медалью «За боевые заслуги». Второй наградой Александра Ефимовича стала медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Никита Москалев Источники 2. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 66. 3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 582, 2125. 4, ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 94а. Ящик 6. | |
| |
Просмотров: 54 | |
Всего комментариев: 0 | |