Аэросанные батальоны в Красной Армии были созданы для поддержки и усиления огневой мощи лыжных частей. К январю 1942 года Народный комиссариат обороны сформировал 18 аэросанных батальонов, а к маю того же года их было уже 49. Аэросанный батальон состоял из штабной роты, роты снабжения (10 грузовых аэросаней) и трех боевых рот по десять боевых аэросаней каждая. Общая численность аэросанного батальона составляла около сотни бойцов и порядка 45 аэросаней НКЛ-16 и НКЛ-26. Аэросани НКЛ-16 состояли из установленного на четырех лыжах бронированного корпуса с 7,62-мм пулеметом. Они приводились в движение установленным позади двигателем самолетного типа с пропеллером и могли перевозить четыре или пять человек. Аэросани НКЛ-26 имели то же вооружение, но были более мощными и обладали более толстой броней. Действующие фронты и армии использовали аэросанные батальоны для проведения зимних рейдов, борьбы с лыжными войсками противника и для подвоза припасов во время операций на сложной местности в условиях снежной зимы. Зачастую эти батальоны действовали в тесном контакте с обычными лыжными батальонами и бригадами. Летом аэросани действовать не могли, поэтому к 1 июля 1942 года все аэросанные батальоны были расформированы и вновь начали создаваться к концу осени того же года. Действовали они только зимой, обычно в заснеженных и лесистых районах. Хотя их организация и численность во вторую и третью военную зиму не изменились, число аэросанных батальонов в Красной Армии сократилось с 62 на 1 февраля 1943 года до 57 к концу этого года, а к июню 1944 года в Красной Армии уже не имелось таких батальонов [1].
Многие военнослужащие аэросанных батальонов были награждены орденами и медалями СССР. Расскажем лишь о некоторых из этих героев зимних боёв. Младший сержант Иван Иванович Лисин служил механиком-водителем аэросаней в 35-м отдельном аэросанном батальоне. Однажды Ивану Ивановичу была поставлена задача по доставке на передовую офицеров связи с боевыми приказами. В ходе выполнения этого задания аэросани были обстреляны самолетами противника и выведены из строя. Механик-водитель получил ранение, но несмотря на это под огнём противника отремонтировал боевую машину и вовремя доставил офицеров связи. На обратном пути И. И. Лисин взял с собой четырех раненых и привез их в госпиталь, в который лёг сам. Командование так характеризовало отважного механика-водителя: «Тов. Лисин И. И. в боях за социалистическую родину показал себя достойным патриотом нашей родины до конца преданный своему народу». За совершённый подвиг 13 марта 1943 года младший сержант Лисин был награждён орденом Красной Звезды. Старший сержант Афанасий Васильевич Дряблов был механиком-водителем аэросаней в 34-м отдельном аэросанном батальоне. В наградном листе говорилось: «Ст. сержант Дряблов в течении 2х суток не отрываясь от руля стойко и мужественно выполнял боевое задание под огнем противника по переброске боеприпасов к передовым частям ведущим бой на западном берегу оз. Ильмень. Лично эвакуировал из поля боя 8 раненых». За эти боевые успехи 31 января 1944 года старший сержант Дряблов был отмечен медалью «За отвагу». Старший сержант Александр Лаврентьевич Троян служил в Красной Армии с 1940 года. К весне 1943 года он занимал должность командира боевых аэросаней в 18-м отдельном аэросанном батальоне. Боевые задания командир «выполнял точно и в срок». А. Л. Троян 23 февраля 1943 года во время выполнения боевого задания машина Александра Лаврентьевича была подбита вражеской авиацией. Установленным сигналом командир вызвал на помощь своих товарищей, которые вывезли его машину. Выполнив ремонт своих аэросаней А. Л. Троян, продолжил выполнять боевые задания. 13 марта 1943 года старший сержант Троян был награждён медалью «За боевые заслуги». Военную службу Александр Лаврентьевич закончил 14 февраля 1947 года в звании младшего лейтенанта. Офицер был награждён также медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За победу над Японией». Лейтенант Анатолий Михайлович Корсуков был командиром взвода боевых аэросаней в 6-м отдельном аэросанном батальоне. Руководство считало Анатолия Михайловича одним из лучших командиров части. 7 марта 1943 года в бою за деревню Красное офицер получил тяжелое ранение, но несмотря на это продолжил выполнять боевую задачу. «В этом бою он проявил стойкость, отвагу и сражался как герой нашей родины» - говорилось в наградном листе. 6 апреля 1943 года лейтенант Корсуков был удостоен медали «За отвагу». А. М. Корсуков В дальнейшем офицер был переведён на службу в танковые войска. В 1944 году А. М. Корсуков был награждён орденом Отечественной войны I степени, в 1945 году – орденами Красного Знамени и Отечественной войны II степени. Военную службу Анатолий Михайлович завершил в 1953 году в звании капитана. Никита Москалев Источники 1. Гланц Д. М. Советское военное чудо 1941-1943. Возрождение Красной Армии. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. С. 354-355. 2. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 493. 3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 4303. 4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 684. 5. ЦАМО. Шкаф. 44. Ящик 10. 6. ЦАМО. Шкаф. 100. Ящик 6. 7. ЦАМО. Шкаф 209. Ящик 24. | |
| |
Просмотров: 256 | |
Всего комментариев: 0 | |