[Интернет-музей фалеристики и униформологии ]

Герои железных дорог. О награждениях членов экипажей бронепоездов в годы ВОВ

Бронепоезда, ставшие новым видом вооружения в начале XX века, продолжали применяться и в годы Второй мировой войны. Помимо Красной Армии, они действовали в составе вооруженных сил Германии и Польши.

На 22 июня 1941 года в Красной Армии было около 50 бронепоездов. Кроме того, более 20 бронепоездов имелось в войсках НКВД. Основной задачей этого вида боевой техники была поддержка подразделений, действовавших вблизи от железнодорожных путей. Они помогали брать железнодорожные станции, вести контрбатарейную борьбу и даже перевозить десанты. 

В октябре 1941 года Наркомат обороны СССР приказал до конца следующего года создать 32 дивизиона по два бронепоезда в каждом [1]. Всего в годы войны действовало 224 бронепоезда [2, с. 253]. Их экипажами было уничтожено и подбито около 370 танков, 344 орудия и минометов, 840 пулеметов, 712 автомобилей, 160 мотоциклов, 363 повозки, 115 самолетов и два вражеских бронепоезда [2, с. 258].

Активное применение бронепоездов обусловило и их высокие потери. С 1941 по 1943 годы на фронтах Великой Отечественной войны было потеряно 90 бронепоездов [2, с. 253]. Начиная с 1944 года этот вид боевой техники действовал без потерь.

Многие воины-железнодорожники за успехи в боях были награждены орденами и медалями. Расскажем о некоторых примерах награждений членов экипажей бронепоездов.

Сержант Евгений Васильевич Рудаков служил в Красной Армии с 1939 года. В начале войны он был «старшиной машинистом» 60-го отдельного бронепоезда. Железнодорожник «с первых дней отечественной войны против германского фашизма показал себя образцовым машинистом бронепаровоза». Отмечалось, что он «бесстрашно водит паровоз в любых условиях боя». Евгений Васильевич руководил тремя паровозными бригадами, не допуская вынужденных остановок бронепоезда по техническим причинам.

14 сентября 1941 года бронепоезду была поставлена задача артиллерийским огнем поддержать наступление нашей пехоты в районе деревень Вороново и Хандрово (Ленинградская область). В этот день Евгений Васильевич смог продемонстрировать свое мастерство в полной мере: «Бронепоезд, несмотря на артогонь, ведущийся со стороны противника, немедленно выехал на огневую позицию и открыл ураганный огонь по немцам. Немцы усилили огонь по бронепоезду, но старшина машинист РУДАКОВ искусно ведя бронепоезд, каждый раз выводил его из усиленного артогня противника, обеспечивая выполнение поставленной задачи. По оценке командования поддерживаемых бронепоездом пехотных подразделений задача была выполнена на отлично».

Бронепоезд занял новую позицию, после чего подвергся налету девяти пикирующих бомбардировщиков противника. Разорвавшиеся вблизи паровоза бомбы повредили осколками его переднюю часть. В результате образовалась угроза взрыва паровозного котла. «Несмотря на смертельную опасность, под бомбежкой врага старшина машинист РУДАКОВ своевременно загасил топку, отрегулировал давление пара и этим самым предотвратил взрыв котла и спас бронепоезд полностью» - отмечалось в наградном листе.

20 декабря 1941 года сержант Рудаков был награжден медалью «За отвагу». Войну храбрый машинист закончил в звании старшего сержанта. Позже железнодорожник получил медали «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Красноармеец Михаил Максимович Лузин находился на военной службе с 1940 года. Будучи артиллеристом бронепоезда 56-го полка войск НКВД «отлично усвоил материальную часть орудия и работу замкового орудия». Боец имел ряд поощрений от командования.

С 1 июля по 14 августа 1941 года Михаил Максимович участвовал «в боевых операциях с немецким фашизмом», выполняя обязанности замкового (бойца, обслуживающего орудийный затвор). Орудием, в расчете которого служил красноармеец Лузин, за 44 дня боев было уничтожено два вражеских танка, два тягача с противотанковыми орудиями, одна артиллерийская батарея и рота пехоты.

14 августа 1941 года бронепоезд подвергся вражескому авианалету, в ходе которого командир орудия получил ранение. Красноармеец Лузин занял его место и продолжил уничтожать врага «подавая пример отваги и героизма личному составу бронеплощадки».

 М.М. Лузин

29 декабря 1941 года Военным советом Юго-Западного фронта М.М. Лузин был награжден орденом Красного Знамени. В дальнейшем воин-железнодорожник стал офицером. Свою вторую награду – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» – он получил уже в звании младшего лейтенанта. Военную службу офицер закончил 26 мая 1945 года.

Красноармеец Иван Иванович Крылов в 1939-1940 годах участвовал в «Польском походе» и Советско-финской войне. Во время Великой Отечественной войны он был наводчиком орудия бронепоезда № 14.

21 ноября 1941 года «в боях за местечко Измалково тов. КРЫЛОВ точной прямой наводкой расстрелял небольшие группы автоматчиков». В этом бою солдат получил ранение. До этого, в сентябре 1941 года, он был представлен к правительственной награде за отличную стрельбу по вражеским целям в боях под селом Шатрище (Сумская область), «но в результате окружения награжден не был».

Приказом Военного совета Брянского фронта от 31 мая 1942 года красноармеец Крылов был награжден медалью «За отвагу». 

Младший сержант Иван Алексеевич Пшеничников был призван в ряды Красной Армии в 1942 году. До 1944 года он проходил службу в составе Восточного фронта ПВО, прикрывавшего объекты Северного и Южного Урала, средней и нижней Волги, Кавказа и Закавказья. Затем – в составе Юго-Западного фронта ПВО, защищавшего от воздушных ударов противника важнейшее промышленные районы и объекты юга СССР, а также коммуникации и базы снабжения 1, 2, 3 и 4-го Украинских фронтов. К концу войны Иван Алексеевич уже имел медаль «За оборону Кавказа» и занимал должность старшего разведчика 185-го зенитного бронепоезда «Мытищинский комсомолец».

«В проведенных боях с пиратами Гитлера, вел себя мужественно, храбро, бесперебойно обеспечивал целеуказанием. В одном из боев он заменил выбывшего из строя телефониста и буквально под разрывами бомб ликвидировал порыв провода» - говорилось в наградном листе. Отмечалось, что разведчик проявил себя «примерным, дисциплинированным, отлично знающим своё дело командиром».

30 сентября 1945 года младший сержант Пшеничников был награжден медалью «За боевые заслуги». Позже к его наградам добавились медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За победу над Японией».

Никита Москалев

Источники:

  1. https://topwar.ru/11852-bronepoezda-maloizvestnye-veterany-velikoy-otechestvennoy.html
  2. Коломиец. М. В. Советские бронепоезда в бою 1941-1945 / М.В. Коломиец. – М.: Эксмо: Яуза, 2018. – 320 с. 
  3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. ДД. 69, 397, 436.  
  4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 6430.
  5. ЦАМО. Шкаф 74. Ящик 1.
  6. ЦАМО. Шкаф 52а. Ящик 14.
  7. ЦАМО. Шкаф 122. Ящик 28.

 

Категория: Герои Великой Отечественной | Добавил: Москаленко (17.09.2021)
Просмотров: 222 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar